В вестибюле здания ОАО "Северное морское пароходство" находится уголок памяти в честь погибших во время Великой Отечественной войны моряков и их пароходов. Увековечен и пароход "Тбилиси", торпедированный 30 декабря 1944 года в 19 часов 30 минут в Баренцевом море в 25 милях от входа в Кольский залив, восточнее полуострова Рыбачий.
...Заканчивался 1944 год. В 17 лет, после окончания курсов плавсостава в Архангельске, меня направили в октябре матросом II класса на пароход "Тбилиси". Это судно - типа "либерти" - было одним из самых крупных и современных судов в составе Северного морского пароходства.
Такие суда строились в самом упрощенном и дешевом варианте во время Второй мировой войны специально для перевозки грузов из США в Европу. Ни до войны, ни после нее постройка подобных кораблей больше не производилась из-за слабой прочности корпуса. Были случаи, что в штормовую погоду судно попадало на две большие волны, корпус ломался, и пароход тонул.
Длина судна 134 метра, ширина 17, скорость 11,5 узла. Мощность паровой машины - 2500 лошадиных сил. Пароход был вооружен двумя артиллерийскими орудиями и восемью скорострельными зенитными установками типа "Эрликон", а также глубинными бомбами. Работал на судне один из лучших экипажей пароходства под командованием опытного и авторитетного капитана Владимира Константиновича Субботина. Состоял экипаж из 60 моряков. Значительные запасы топливного мазута, пресной воды и продовольствия позволяли пароходу совершать длительные океанские плавания без заходов в промежуточные порты.
Пополнив запасы пресной воды, "Тбилиси" зашел в Молотовск (ныне Севе- родвинск) для выгрузки угля. Оттуда мы перешли в Умбу, где судно было загружено круглым лесом, который предназначался для восстановления Мурманска.
До подхода к горлу Белого моря (до военно-морской базы Иоканька) мы следовали без охранения, а далее уже в составе конвоя. Это значило, что капитан транспортного судна полностью подчинялся командиру конвоя.
В Мурманск прибыли благополучно. Судно было поставлено к причалу, началась выгрузка.
После выгрузки леса судно перешло к причалу порта Ваенга (ныне Североморск), где его загрузили продовольствием, военной техникой, снаряжением, бочками с бензином. И снова в путь.
В 19 часов началась моя вахта на мостике в качестве наблюдателя за окружающей обстановкой. Судно следовало полным ходом. Дул сильный ветер, волнение моря достигало шести баллов. Сквозь разрывы туч иногда проглядывала луна. Слева мигали огни маяков и светящихся знаков. Около 19.30 с камбуза стали распространяться вкусные запахи, и я подумал о том, что, сменившись с вахты, можно будет хорошо поужинать. И тут послышался глухой стук металла о металл, и у правого борта вверх взметнулся мощный фонтан воды с мазутом, окатил надстройку, дымовую трубу и шлюпочную палубу. Тут же авральной сигнализацией и паровым гудком была объявлена шлюпочная тревога. Потом по трансляции еще одно объявление: "Экипажу спустить шлюпки и покинуть судно".
Над морем сквозь свист ветра несся протяжный бас пароходного гудка... Обычно после торпедирования груженое судно теряет плавучесть и тонет в течение трех- пяти минут, поэтому любое промедление грозит гибелью экипажа. На "Тбилиси" взрыв произошел на глубине около семи метров ниже ватерлинии с правого борта. Взрывом разорвало сварной шов между вторым и третьим трюмами по правому борту, вскрыло топливный танк с мазутом. Носовая часть парохода начала быстро отклоняться влево, появился крен основной части судна на левый борт. Продолжая разворот влево, носовая часть отломилась по сварному шву левого борта, развернулась на 180 градусов и вскоре затонула, а оставшаяся на плаву кормовая часть получила крен на правый борт.
Только по счастливой случайности переборка между третьим трюмом и машинно- котельным отделением прогнулась, но не лопнула. Поэтому оставшиеся на кормовой части судна люди, не успевшие покинуть "Тбилиси" на шлюпках и плотах, остались живы.
После объявления тревоги я снял тулуп, на телогрейку надел спасательный жилет и спустился к вельботу. Там моряки уже садились в шлюпку и спускали ее на воду. Я по спасательному шкентелю тоже начал спускаться, но примерно на половине высоты шкентель перепутался со спасательной сеткой, я сорвался и упал в шлюпку, сломав при этом руку. Волны захлестывали вельбот и били его о борт судна. Оно еще имело ход, отчего удары волн усиливались, и они прямо вымывали людей из шлюпки. Очередная волна и меня понесла под водой, но спасательный жилет поднял на поверхность. Вскоре в темноте я разглядел плывущего человека, а после этого и шлюпку. В ней находились боцман Сорванов и краснофлотец. Когда я подплыл к ним, они уже подняли на борт двоих членов экипажа. Вскоре нас обнаружил "Моторист" - большой охотник, на котором находился командир конвоя.
После снятия людей со шлюпок и плотов "большой охотник" подошел к борту уже остановившегося обломка парохода "Тбилиси", и командир конвоя приказал всем покинуть судно. Однако сделать это было непросто, поскольку волны сильно качали кораблик и били его о борт "Тбилиси". По свидетельству очевидцев, при спуске по штормтрапу были придавлены "большим охотником" третий штурман Видякин и капитан Субботин. Остальные прыгали с борта "Тбилиси" в воду, а военные моряки вылавливали их и поднимали на борт "Моториста".
... 1945-й год я встречал в госпитале. После лечения вернулся в феврале на пароход "Тбилиси", вернее - на кормовую часть его, прибуксированную в Мурманск. В дальнейшем эта часть судна была состыкована и сварена с носовой частью другого судна такого же типа на "Красной кузнице". Восстановленное судно проплавало еще несколько лет уже в составе Мурманского морского пароходства.
Светлую память о 15 моряках, погибших в пучине Баренцева моря, я сохранил на всю жизнь. Вечная им память.
Назову имена моих 15 товарищей: Владимир Константинович Субботин - капитан, Федор Николаевич Антуфьев - матрос, Екатерина Сергеевна Бушуева - уборщица, Василий Александрович Видякин - 3-й помощник, Владимир Григорьевич Ганахчанс - повар, Михаил Михайлович Гарьков - краснофлотец, Александр Васильевич Климов - машинист, П. А. Костылев - краснофлотец, Николай Яковлевич Кузьмин - старшина, Андрей Васильевич Мартьев - краснофлотец, Вера Сергеевна Пестрецова - пекарь, Александр Павлович Порохин - 3-й механик, Антонина Васильевна Реутова - дневальная, Петр Григорьевич Слепов - матрос, Илья Николаевич Сапрыкин - машинист.
Михаил АЗЕЕВ.
10/03/2005
http://www.pravdasevera.ru/?id=15545