Остров Кильдин

Остров Кильдин

Все об острове Кильдин и других уголках русского севера и его обитателях: история, экспедиции, общение северян, поиск сослуживцев...
Текущее время: 22 окт 2021, 22:34

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 76 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 09 июл 2009, 22:29 
Не в сети
Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2008, 16:45
Сообщения: 586
Откуда: St.Pete/Moscow
Дорогие друзья! Я рад, что на форум пришло поколение 60-ых!!!

Фотографии прислал Юрий Михайлович Кришталь, в/ч 98986 (отдельная авиаэскадрилья, по запуску радиоуправляемых самолетов Ла-15 (или -17) и ракет мишеней), 1966-1967


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 июл 2009, 22:34 
Не в сети
Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2008, 16:45
Сообщения: 586
Откуда: St.Pete/Moscow
Изображение
л/С В/Ч 98986

Изображение
К-да теплохода "Выборглес" на выгрузке на Кильдине (остров на заднем плане)

Я - Кришталь Юрий Михайлович, жил и живу в г.Калининград.Всю свою жизнь ходил в море, как говорят, прошел путь от электрика до старшего электромеханика на разных типах судов. в свободное от морей время, служил на Балтийском и Северном флотах в частях морской авиации и, в частности, на острове КИЛЬДИН (ВОСТОЧНЫЙ) в ВЧ 98986,так именовалась наша отдельная авиаэскадрилья, по запуску радиоуправляемых самолетов Ла-15 (или -17) и ракет мишеней. Мы были первыми в ВМФ, кто начал обеспечивать ракетные стрельбы кораблей Северного флота по воздушным целям, позднее стали работать с авиацией ПВО по их заявкам. Позже подобные части были созданы и на остальных флотах, причем на Балтике с помощью наших офицеров. в 1966 году погрузили всю технику на борт четырехтрюмного лесовоза Выборглес и вперед, как оказалось на КИЛЬДИН. Выгружались сначала гидрографическое судно "Килектор",а затем на дохленький причал ракетных катеров и непосредственно на берег. Нас было,примерно, человек 35 (треть офицеров, треть сверхсрочников и столько же срочников). Севернее озера Могильное нам построили ангар куда мы и переместили технику. А техники было порядка 50 автомобилей (ЗИЛ-157, Кразы),так что перегоняли несколько дней. Жили в казарме базы обеспечения запасного аэродрома. Здесь же расчистили площадку сделали стадион,очень даже неплохой. на ручье поставили настоящую баню.В общем обустраивались.
Семьи офицеров находились на большой земле. Сообщение вертолетом. Как сейчас помню, все ожидали прихода рейсовых пароходов один из них назывался СЕСТРОРЕЦК, второй кажется ВОЛОДАРСКИЙ, Первый запомнился лучше, тк содержался в тексте дембильной песни.Все для нас было впервые: и остров и предания о его происхождении, и то что он был настоящим ГРАНИТНЫМ ЛИНКОРОМ, мы по мере сил, этому тоже способствовали. В 1966 году произвели кажется несколько пусков. В 67 году около десятка. Пуск это ЗРЕЛИЩЕ!!!
Красота и мощь! Хотя одна мишень стоила, как говорили,300 000 полновесных рублей.
всякое бывало при запусках и грустное и смешное, но об этом, если захотите в следующий раз. Постараюсь приложить фото тех времен. Это в основном люди , все остальное сов секрет.
Написал эти строки и все перед глазами. А прочитал что там сейчас и знаки препинания ставить не хочется.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 июл 2009, 23:13 
Не в сети
Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2008, 16:45
Сообщения: 586
Откуда: St.Pete/Moscow
Изображение
верх слева: Ю Кришталь, Саша Тришкин, Женя Белоусов, Володя Мошенский, Толя Ковалишин; низ справа Балков Валя, Белоусов...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 июл 2009, 23:14 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 янв 2008, 21:18
Сообщения: 1227
Откуда: Санкт-Петербург
В 60 фотоаппараты видимо значительно круче быле, чем в 80!!!!!!! :mrgreen:

_________________
Alexx Ромашка


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10 июл 2009, 11:30 
Не в сети
Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2008, 16:45
Сообщения: 586
Откуда: St.Pete/Moscow
наверное, оптика все еще ставилась немецкая, экспроприированная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 июл 2009, 22:22 
Не в сети
Почетный кильдинец
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2009, 11:11
Сообщения: 669
Откуда: С-Петербург
DK писал(а):
Дорогие друзья! Я рад, что на форум пришло поколение 60-ых!!!

Фотографии прислал Юрий Михайлович Кришталь, в/ч 98986 (отдельная авиаэскадрилья, по запуску самолетов Ла-15 (или -17) и ракет мишеней), 1966-1967


Юрию привет!
Значит это ваши стрельбы мы ПВОшники охраняли и несли за вас караульную службу в апреле 1967года. В одном из своих рассказов я описал этот момент. Мне очень тогда понравился и запомнился ваш матрос Боб Зейферт, так кажется его звали ваши ребята. Парень был просто умница и красава под метр девяносто. :grin:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10 июл 2009, 23:03 
Не в сети
Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2008, 16:45
Сообщения: 586
Откуда: St.Pete/Moscow
отправил вопрос ЮК, а вот кстати и пара фоток возле караулке, уж не про эту ли Вы писали, Олег Васильевич?

продолжение:
Изображение

Изображение
утро в карауле

Изображение
возле караульного помещения

Изображение
база аэродрома, справа расчищена площадка под стадион

Изображение
дрова!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10 июл 2009, 23:07 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 янв 2008, 21:18
Сообщения: 1227
Откуда: Санкт-Петербург
ВОТ ЭТО ДРОВА!!!!!!!!!!!!!!!!!!! :good: :good: :good:

_________________
Alexx Ромашка


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11 июл 2009, 11:45 
Не в сети
Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2008, 16:45
Сообщения: 586
Откуда: St.Pete/Moscow
Для Масловского - как я мог не знать Борьку Зейферта (он на фото самый высокий). К сожалению, после ДМБ не встречались. Помню, что он из Курска. Вообще-то у нас был дружный коллектив. Вспомнил и Караул ПВО и почему они несли как-бы за нас службу. Связано это было с тем, что мы пускали мишени для ВМФ, а ПВО проводили стрельбы где-то в Оренбургских степях. Они подсуетились и нам приказали провести пуски и для них. А т.к. нагрузка на нас увеличилась, то и наше командование выставило требование о замене нас в караулах на пвошников.
А про Бориса могу добавить, что он был хороший спортсмен. Вот, что в этот час смог вспомнить. С уважением Юрий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12 июл 2009, 20:42 
Не в сети
Почетный кильдинец
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2009, 11:11
Сообщения: 669
Откуда: С-Петербург
[quote="DK"]отправил вопрос ЮК, а вот кстати и пара фоток возле караулке, уж не про эту ли Вы писали, Олег Васильевич?


Уважаемый Дмитрий.
Судя по всему это караульное помещение находится на аэродроме, а я описывал караулку недалеко от озера Могильного в которой мы посменно несли службу, в полутора километрах от стартовой позиции, которую и охраняли,.
Дмитрий. А почему Юрий Через тебя посылает информацию? У него что-то с интернетом? :?:
Юрию передай, что на фото Борис З. получился не таким, каким он мне запомнился тогда в 67 г. Из всего снимка, запомнился еще один моряк. как зовут не помню. Он в первом ряду первый слева.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 июл 2009, 01:34 
Не в сети
Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2008, 16:45
Сообщения: 586
Откуда: St.Pete/Moscow
от Юрия Михайловича:

для Олега Васильевича уточняю - на фото с офицерами Борис Зейферт во втором ряду, справа от командира (подполковник Ноженко, регулярно летал на ЯК 25 в Североморске 2),а тот паренек на этом фото в первом ряду слева это я - Кришталь ЮМ, кстати до службы год проучился в Военмехе в г.Ленинграде. Все ребята нашего призыва имели законченое среднее образование и одинадцатимесячное обучение в учебном отряде морской авиации в г.Выборге по обслуживанию бомберов - Ту 16, так что к авиации кое какое отношение мы имели. Идем дальше. Выгрузившись и разместив технику и "изделия" на технической позиции поехали в авиагородок, расположенный выше взлетной полосы, где при нас садились только вертолеты, обустраиваться. Нам выделили пару помещений под жилье, Ленкомнату, баталерку, был хороший бильярдный стол, где мы рубились как только появл ялось свободное время, тем более, что в журнале Наука и жизнь была рубрика о технике игры на бильярде, всякие бильярдные фокусы и тд. Питались нормально, в одной столовой с офицерами, которые были на пару лет старше нас (Ковтун, Тепляков) и обслугой аэродрома. Офицеры жили отдельно в домиках наподобие финских. Сделали футбольное поле нормальных размеров где принимали участие в первенстве Кильдина.
на техпозиции собрали первые мишени, испытали, доставили на стартовые позиции , еще раз проверили готовность к пуску. Насколько помню первые пару запусков прошли идеально, КП управлением полетами находился у локаторщиков ПВО. Мишень управлялась основными командами: вверх,вниз ,влево, вправо и тд до 16 команд. На техпозиции за оз.Могильным, построили караулку, сложили печь. Вы Дмитрий правильно определили, в ней нес службу уважаемый Олег Васильевич Мысловский. И про погранцов все верно, только одно уточнение. Мы тоже были ребята веселые. Чтобы напугать врага мы по периметру на расстоянии метров 30-50 расставили щиты с пугающими надписями - Запретная зона стреляем без предупреждения. Действовало! Начальник заставы капитан Пронин после переговоров с нами пустил свои наряды по берегу, а мы, получается их прикрывали. Первый пуск прошел идеально. Рев пороховых ускорителей, хвосты пламени метров на 20, через 7сек пороховики сбрасываются разгоняется реактивный двигатель и ... самоле т скрывается в небе со скоростью до 900км/час, вводим в зону и ракетный корабль, кажется, "Огневой" поражает цель - историческое событие для КСФ.
На этом разрешите остановиться. Надеюсь ничего обидного для О.В.М. я не ляпнул, мне просто повезло, что мы давно знакомы, просто не узнаем сейчас по прошествии стольких лет. Если интересно то продолжение последует вместе с фотографией плиты на которой для наших друзей из ПВО готовили пищу.
До свидания Всегда ваш Юрий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20 июл 2009, 22:29 
Не в сети
Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2008, 16:45
Сообщения: 586
Откуда: St.Pete/Moscow
Итак первый пуск состоялся. Зрелище впечатляющее. Отныне обучаем свою молодую смену нажимать по командам нужные кнопки управлением полетом в бункере старта и вперед на лучшие места на ближайшей сопке. Всего-то десяток секунд, но каких!!! Главное ощущение, что время замедлило свой ход, все кажется происходит как в замедленном кино.
Чуство восторга не покидает при каждом очередном пуске. Были и неприятности. Однажды перед очередным пуском мне снится сон, что запускаем изделие, а оно взрывается, проснулся в холодном поту. По дороге от аэродрома до стартовой позиции в ГТСке я рассказал о сне, все дружно посмеялись. После проверки пускаем. Ла-шка сходит с установки и вдруг просаживается почти до воды, автопилот дает команду рулям вверх, мишень взмывает резко вверх, потом вниз, опять вверх. От перегрузки отваливается одно крыло, затем второе. Ускорители продолжают тянуть остатки мишени. Пороха выгорают и мишень падает в море. И тишина. Казалось, что прошла целая вечность, а на деле что-то около 10 секунд. Первая претензия была ко мне - мол мое радио выдало ложную команду.
на что я отрапортовал, что до 4о-вой секунды все команды заблокированы, управление осуществляется програмным механизмом. За свой вещий сон пришлось расплачиваться чисткой аэродромных сортиров. Больше таких аварий вроде бы не было. Несколько раз терялось управление мишенью по причине отказа приемника команд. Дело в том, что первые приемники были на электроных лампах и во время пуска, при перегрузках, они отказывали и мишень не управлялась. Если в течение около где-то 30 сек команд не поступало то мишень по программе ложилась в левый разворот и шла по кругу пока не вырабатывалось топливо... Так одна упала где-то под Териберкой. Еще одна беда - не всегда захватывали радары, вслепую команды не подавали и одну занесло до Мурманска, хорошо её обнаружили локаторы Килп Ярви, топливо на исходе...,срочно развернули в сторону моря, подняли истребители, которые сделали свое дело. После этого случая, для страховки, над установкой после пуска на бреющем проходил истребитель,пристраивался к
хвосту и сопровождал цель до подтверждения захвата, после чего уходил из зоны. Вот эти пролеты очевидцы, вероятно, окрестили полетами чкаловских Асов. Еще был Трагикомический случай при пуске мишени для обеспечения демонстрации мощи и возможностей КСФ. На борту крейсера "Мурманск" наблюдали за учениями Генеральный секретарь Л.И.Брежнев и министр обороны Гречко, было это, по-моему, в 1967 году. Уже объявлена часовая готовность, как вдруг откуда не возмись появляется некий буксир и становится на якорь в точке куда обычно сбрасываются корпуса ускорителей - 2 трубы массой не менее 300 кг каждая. Команда разделась и вылезла на палубу загорать... Мы в шоке.Пускаем в их сторону ракеты, в ответ лишь ленивое помахивание мол привет ребята, орем голосом и в матюгальник - никакой реакции. Доложили дежурному ОВРа, что делать?
Среди "междуметий" проскочило - пускайте хрен с ними. Старт, мишень с ревом, огнем - описано выше проходит над самым клотиком несчастного буксира. Команда (вероятно бывшие подводники ) посыпалась вниз, как в кино при срочном погружении, из трубы повалил густой дым-"дымзавеса", под кормой бурун, а буксир ни сместа, якорь-то не выбрали. Бомбы, т.е. ускорители легли чуть впереди.В общем как говорил один человек -"картина маслом". Ну и последний эпизод связанный с пуском. Летом 1967 года все,кто служил испытали такие эмоции, что не приведи господь! По флоту объявляется Боевая готовность 1, причем инам учебной части. Длилось это несколько дней. По окончании арабо-израильской войны, произошел разбор полетов и начались выводы. Т.к. вся авиация Египта была уничтожена на аэродромах, где самолеты стояли как на параде с хилым прикрытием, а у нас-то было то же самое. Короче в штабах принимают соотвествующие решения, одним из которых нам в эскадрилью присылают чешскую зенитную пушечную установку двух или четырехствольную, по-моему четырехствольную. Изучить и провести стрельбы по нашей мишени. Ну как куда какие ручки крутить и нажимать, чтобы она крутилась мы освоили. А вот с прицелом, до сих пор помню - коллиматорный, беда как мы в него ни смотрели видели только матовое стекло, а дело было уже после "ПРИКАЗА", посему решили наводить по стволу, как из нашей берданки по гусям. Подвели мишень поближе и пониже бабахнули, снарядов нет а она летит. Подранок. Подняли её повыше и доблестные летчики ПВО добили её. Вот все более-менее интересные истории связанные с пусками ЛА-17х.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 июл 2009, 00:12 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 янв 2008, 21:18
Сообщения: 1227
Откуда: Санкт-Петербург
DK писал(а):
Уже объявлена часовая готовность, как вдруг откуда не возмись появляется некий буксир и становится на якорь в точке куда обычно сбрасываются корпуса ускорителей - 2 трубы массой не менее 300 кг каждая. Команда разделась и вылезла на палубу загорать... Мы в шоке.Пускаем в их сторону ракеты, в ответ лишь ленивое помахивание мол привет ребята, орем голосом и в матюгальник - никакой реакции. Доложили дежурному ОВРа, что делать?

Мда-а-а!!! Не знаю как в шестидесятые, а в наше время за такую фигню постам наблюдения досталось бы по шапке по самое некуда! Мы же старшие на рейде! Никаких накладок с гражданскими быть не должно! Единственные, с кем было не совладать, так это с НРС "Мариатта". Но тож норвежцы, НАТОвцы, "РУССКОГО ЯЗЫКА" не понимают!!!))))))

_________________
Alexx Ромашка


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31 июл 2009, 22:07 
Не в сети
Почетный кильдинец
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2009, 11:11
Сообщения: 669
Откуда: С-Петербург
DK писал(а):
от Юрия Михайловича:

для Олега Васильевича уточняю - на фото с офицерами Борис Зейферт во втором ряду, до 16 команд. На техпозиции за оз.Могильным, построили караулку, сложили печь. Вы Дмитрий правильно определили, в ней нес службу уважаемый Олег Васильевич Масловский. И про погранцов все верно, только одно уточнение. Мы тоже были ребята веселые. Чтобы напугать врага мы по периметру на расстоянии метров 30-50 расставили щиты с пугающими надписями - Запретная зона стреляем без предупреждения. Действовало! Начальник заставы капитан Пронин после переговоров с нами пустил свои наряды по берегу, а мы, получается их прикрывали. Первый пуск прошел идеально. Рев пороховых ускорителей, хвосты пламени метров на 20, через 7сек пороховики сбрасываются разгоняется реактивный двигатель и ... самоле т скрывается в небе со скоростью до 900км/час, вводим в зону и ракетный корабль, кажется, "Огневой" поражает цель - историческое событие для КСФ.
На этом разрешите остановиться. Надеюсь ничего обидного для О.В.М. я не ляпнул, мне просто повезло, что мы давно знакомы, просто не узнаем сейчас по прошествии стольких лет. Если интересно то продолжение последует вместе с фотографией плиты на которой для наших друзей из ПВО готовили пищу.
До свидания Всегда ваш Юрий.


Уважаемый Юрий.
Вы конечно правы. Встретившись на короткий миг в апреле 67 года, спустя более 40 лет мы друг друга наверняка не узнаем. Тогда солдаты ПВО остались у вас в памяти маленькой точкой на фоне вашей службы. А для нас это было запомнившимся достаточно ярким пятном на фоне нашей службы, т.к. у нас неожиданно сменилась среда обитания и контингент общения. Нас посылали к вам чуть ли не в наказание, мол, там вас научат, как надо правильно нести службу.
А попали к нормальным и интересным людям. Вы наверно не знаете, что в начале нас поместили для проживания на мысе Могильный, в старой рыбацкой избенке. Кормильцем был ваш матрос, такой коренастый, с темными густыми волосами. Сам повар или был когда-то поваром. Готовил просто классно. Прожили мы там половину апреля. А потом, когда у вас на стартовой позиции случился пожар (сгорела кабина кунга, вы это должны помнить), нас и переправили для проживания на аэродром, в вашу казарму, хотя к этому пожару мы никакого отношения не имели, кто-то из ваших, покурив, бросил «бычок» в кабине. Вот там на аэродроме, у меня и остались в памяти два матроса. Борис Зейферт, т.к. он был очень общительным парнем, как сейчас говорят, имел широкую натуру, с ним было очень интересно разговаривать, парень просто умница. И вы, в связи вот с чем. Вторая половина апреля, идет чемпионат мира по хоккею. Матч СССР- Канада, счет 2:1. Разговор о матче начал со мной Борис, затем подключились вы. Разговор должны вспомнить, особенно о шайбе Фирсова. Но, допускаю, что этот разговор для вас , мало что значил и, по прошествии более 40 лет, в памяти не остался.
Изображение
На вашем фото Борис выглядит несколько иначе, чем в обычной жизни, в которой мне он запомнился.
Чувствуется какая-то натянутость. Вас узнал сразу, но не знал как зовут. В памяти не осталось.
И еще оно лицо. Он очень мне напоминает нашего начкара, который был от вас в караулке на мысе Могильный. Звали его, кажется Саня? Когда нас забирали в свои гарнизоны, мне подарил на память тельник.
Изображение

Теперь о ваших стрельбах. Зрелище старта действительно очень запоминающееся.
когда мишень, под действием 2-х пороховых ускорителей, срывается с пусковой установки. Таким на моих глазах был первый старт. Второй так же был у меня на виду.
Пуск был не удачным. Мишень, после отрыва ускорителей, спустя несколько секунд, клюнула вниз и грохнулась в море на наших глазах.
Третий пуск был так же неудачным, о нем мне рассказали наши ребята из другой смены, да и от ваших офицеров я услышал о потере третьей мишени.
Месяц у вас пролетел очень быстро. Кое-что стерлось в памяти. Не помню вашу столовую, и какая была кормежка? Не помню, была ли у вас баня? Помню, что 2 раза ходили к себе в гарнизон мыться и менять белье. Помню, что за месяц несения караульной службы у вас, в свободное время полазал по вост. Кильдину столько, сколько не смог бы за время службы у себя.
С комприветом О.В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 авг 2009, 19:39 
Не в сети
Почетный кильдинец
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 янв 2008, 18:30
Сообщения: 553
Откуда: Камбоджа
Василич ! Не перестаю удивляться твоей феноменальной памяти !
Я ,бывает, не помню,что вчера было... :wink:

_________________
в/ч 81389
май 1979 - июнь 1981 гг


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 76 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB
Рейтинг@Mail.ru