Остров Кильдин
http://kildin.flybb.ru/

Бои в небе над Кильдином
http://kildin.flybb.ru/topic328.html
Страница 1 из 1

Автор:  mantula [ 09 авг 2009, 04:38 ]
Заголовок сообщения:  Бои в небе над Кильдином

Давайте в этой теме собирать материалы о войне в воздухе в районе острова.

Цитата:
"Мессершмиты" вели бой ИМЕННО с "харрикейнами" и в весьма определённом районе: "..между полуостровом Рыбачий и островом Кильдин.." Это вход в Кольский залив.
Известны и места вынужденной посадки сбитых "харрикейнов":
"..«Харрикейн» старшего лейтенанта Амосова был подбит и, не дотянув до берега, совершил вынужденную посадку на море у мыса Летинский. ..Лейтенанту Панову на подбитом «Харрикейне» также пришлось садиться на вынужденную на острове Кильдин.
Это - восточная оконечнось устья Кольского залива, причём точки эти имеют вполне определённые географические координаты:
- мыс Летинский. 69°17,7' с.ш. и 33°34,8' в.д.
- мыс Бык (зап. оконечность о.Кильдин): 69°21' с.ш. и 33°58' в.д.

Известно и точное место гибели Б.Ф.Сафонова:
Баренцево море 69°51' с.ш. и 34°42' в.д.
Это - севро-восточнее ВОСТОЧНОЙ оконечности о.Кильдин.

Автор:  semen [ 26 авг 2009, 00:31 ]
Заголовок сообщения: 

семь пикировщиков вновь нанесли удар по аэродрому Ваенга. Им противостояли в общей сложности десять истребителей: два МиГ-3, три И-15бис, три И-153 и два И-16. Первыми вступило в бой звено ст. лейтенанта Кононова на И-15бис, патрулировавшее над аэродромом. Наши бипланы помешали ╚Юнкерсам╩ прицельно отбомбиться по стоянкам самолетов. Освободившись от бомб, ╚Юнкерсы╩ снова стали ╚на бреющем╩ уходить в зону ожидания своих истребителей. На этот раз немцы отодвинули место встречи к северу - в район острова Кильдин. По тревоге взлетала под бомбами пара МиГ-3. Летчику управления полка Калугину не повезло - его самолет опрокинуло взрывной волной, а сам он получил тяжелые ранения. Пилот второго ╚Мига╩ Айропетян устремился вдогонку за бомбардировщиками, но был перехвачен ожидавшими их ╚мессерами╩ и сбит. Второй жертвой этого тяжелого для нас боя стал пилот ╚чайки╩ лейтенант Васильев, предположительно сбитый воздушным стрелком ╚Юнкерса╩ в районе Щук-озера. Перед этим он совместно с лейтенантом Воловиковым успел поразить Ju-87. В результате налета на земле были повреждены три СБ. Немцы потеряли один Ju-87 (WNr.5414). Подбитый Васильевым и Воловиковым пикировщик не дотянул до аэродрома и упал в воды Мотовского залива (по немецким данным, сбит зенитным огнем, - Прим. ред.).

Уникальный воздушный бой состоялся 24 июля. Во время наблюдения за миноносцами противника в районе остров Кильдин два ГСТ из 118-го МРАП были, по докладам экипажей, атакованы ╚Мессершмиттом╩ Bf-110. Стрелки открыли ответный огонь, но один ГСТ все же был поврежден и совершил вынужденную посадку в губе Порчниха. Вся команда невредимой выбралась на берег и вскоре вернулась на свой аэродром, а самолет добили немецкие миноносцы. Между тем, по германским данным, 24 июля на аэродроме Хебуктен после воздушного боя разбился Ju-88 (WNr.0745) из разведотряда 1./124. Поскольку никаких других боев в тот день не было, скорее всего, именно этот ╚Юнкерс╩ атаковал ╚Каталину╩, будучи принятым ее стрелком за двухмоторный истребитель Bf-110. Как видим, подобная ╚инициатива╩ дорого обошлась экипажу бомбардировщика.

Автор:  semen [ 26 авг 2009, 00:32 ]
Заголовок сообщения: 

Убедительной победой отметили пилоты ╚Харрикейнов╩ последний день уходящего 1941 года. Четверка истребителей настигла над островом Кильдин три Не-111, отбомбившиеся по Мурманску. Один бомбардировщик был сбит, а весь его экипаж попал в плен.

Автор:  semen [ 26 авг 2009, 00:39 ]
Заголовок сообщения: 

Четвёрка Сафонова, взлетев в 0 часов 20 минуи, взяла курс на остров Кильдин. У острова развернулись на курс 280°. Перелетев Кольский залив, в районе мыса Сеть - Наволок четвёрка "Томагауков" повернула в сторону каравана. Майор А. Н. Кухаренко с последнего этапа маршрута вынужден был вернуться из - за неисправности мотора. При подходе к каравану лётчики увидели, что с высоты 2000 метров 6 Ju-88 бомбят корабли.

Подполковник Б. Ф. Сафонов, пропустив первый Ju-88, атаковал второй, когда тот выходил из пикирования. Старший лейтенант В. П. Покровский атаковал с задней полусферы третий "Юнкерс". Четвёртый Ju-88 при выходе из пикирования зашёл в хвост "Томагауку" Покровского, но сам был в свою очередь атакован Капитаном П. И. Орловым.

Немецкие бомбардировщики, атакованные Покровским и Орловым, отвернули влево и со снижением перешли на бреющий полёт. Покровский и Орлов стали их преследовать. Подполковник Сафонов продолжал один вести бой с четырьмя пикировщиками Ju-88.
Капитаны В. П. Покровский ( слева )
и П. И. Орлов. 2-й ГвИАП, 1942 год.


Старший лейтенант Покровский, преследуя "Юнкерс", вёл огонь до полного израсходования боеприпасов. Наконец, самолёт врага горящим факелом упал в воду. Капитан Орлов на высоте 30 метров с дистанции 200 метров выпустил 6 очередей по неприятелю. У "Юнкерса" загорелся левый мотор...

После боя Покровский и Орлов, договорившись по радио, встретились над конвоем, но самолёта командира не обнаружили. Впизу на воде горели обломки двух Ju-88. Израсходовав боезапас и имея очень мало горючего, лётчики возвратились на свой аэродром.

Подробности воздушного боя Гвардии подполковника Б. Ф. Сафонова против четырёх "Юнкерсов" неизвестны, так как в то время не было больше в воздухе советских самолётов. О ходе боя можно судить лишь по радиопереговорам самого Сафонова с командным пунктом полка и докладам командиров наших эсминцев, входивших в эскорт конвоя.

Связь по радио с командным пунктом Сафонов всегда держал хорошо. И в этот раз он докладывал: "Обнаружил противника, иду в атаку". Затем вскоре после начала воздушного боя передал: "Одного сбил". Через несколько минут сообщил: "Двух трахнул ! Бью третьего... Готов третий !" Наступила пауза. Но через 2 - 3 минуты в эфире на высокой ноте снова зазвучал голос Сафонова: "Бейте их, сволочей ! Подбили мне мотор !" Последнее, что передал Сафонов, был сигнал "Ракета", что означало: повреждён мотор, иду на вынужденную посадку. На запросы с командного пункта Сафонов больше не отвечал.

Командир дивизиона эсминцев, эскортировавший конвой, докладывал, что он видел, как один "Томагаук" под углом врезался в воду в стороне от кораблей. Через несколько минут к конвою подходили 2 Пе-3 под командой Майора И. В. Кирьянова. Экипажи наблюдали 2 тонущих Ju-88, но "Томагаук" обнаружить не могли.

Шестёрка "Харрикейнов" под командованием Старшего лейтенанта Д. И. Синёва, вылетевшая для смены группы Подполковника Сафонова, в районе острова Кильдин слышала переговоры Сафонова с командными пунктами полка и дивизии. Услышав сигнал "Ракета", Синёв запросил Сафонова: "Где вы, как себя чувствуете ?", но ответа не последовало.

К месту недавнего боя трёх "Томагауков" с шестью Ju-88 подошли 5 Ме-109 и 2 Ме-110. Они тут же были атакованы "Харрикейнами". Снова завязался воздушный бой. Старший лейтенант Д. Ф. Амосов с дистанции 150 метров сбил один "Мессер", и тот врезался в воду, но и сам был подбит очередью стрелка Ме-110. Амосов совершил вынужденную посадку на воцу и был вскоре подобран катером. В том же бою один Ме-110 сбил Лейтенант В. П. Пронченко, а одного "Мессера" подбил Лейтенант П. И. Марков.

В 18 часов 45 минут 16 Ju-87 под прикрытием 14 истребителей Ме-109 и Ме-110 пытались вновь напасть на конвой. В районе Кильдинского плеса они были встречены нашими истребителями. Самолёты противника в бой не вступили, побросали бомбы в воду, развернулись и поспешно ушли в сторону своих аэродромов.

Автор:  semen [ 26 авг 2009, 01:04 ]
Заголовок сообщения: 

Издание: Минаков В.И., Гневное небо Тавриды. М., ДОСААФ, 1985.
Книга в сети: militera.lib.ru/memo/russian/minakov/index.html

16 марта радиостанция штаба военно-воздушных сил приняла донесение самолета-разведчика: у мыса Маккаур обнаружен конвой противника. Через несколько минут торпедоносцы были в воздухе. Экипажи командира 24-го авиаполка подполковника Ведмеденко, заместителя командира эскадрильи капитана Громова и командира звена старшего лейтенанта Шкарубы взяли курс к вражеским берегам., За ними шли шесть самолетов Пе-3 - они выполняли обязанности истребителей прикрытия.
Более часа летели над беспокойным Баренцевым морем. Хмурое небо, снежные заряды... Однако опытный Николай Никитович Ведмеденко (бывший наш командир полка на "тихом" Дальневосточном фронте) уверенно вывел группу в район поиска и первым обнаружил цель. Два транспорта гитлеровцев крались вдоль берега, тщательно маскируясь фоном заснеженных скал. Со стороны моря их прикрывало восемь боевых кораблей...
Ведмеденко подал сигнал "Атака" и устремился на сближение. Ведомые моментально заняли места в боевом строю "фронт". Сторожевики и береговая артиллерия немцев открыли ураганный огонь. Сплошная завеса из черных разрывов закрыла видимость торпедоносцам. Мужественные экипажи упорно пробивались к цели. Истребители сопровождения обрушили огонь на палубы кораблей. Свинцовый ливень хлестал по зениткам, разгоняя и расстреливая прислугу...
Торпедоносцы выдерживали боевой курс. Поврежден мотор и отбита часть киля на самолете Громова. Прострочены пулеметным огнем крылья машины Ведмеденко. Выбито из-под моторной гондолы шасси у Шкарубы...
Ведмеденко с Громовым шли на крупный головной транспорт. Штурман ведущего Ларин впился взглядом в прицел...
Залп!
Тут же сбросил торпеду и Сидоровский. Опытные летчики пронеслись у самого форштевня, на высоте борта транспорта, ошеломленные гитлеровцы не смогли их достать пулеметным огнем. Выполняя противозенитный маневр, оглянулись: два взрыва!
Транспорт переломился, стал быстро оседать. Через несколько минут на его месте осталось лишь облако дыма и пара.
Транспорту, атакованному Шкарубой, удалось уклониться. На торпедоносце были повреждены рули, и он не смог вовремя довернуть на уходящий из прицела борт.
Израненные самолеты тянули к своему берегу. Грозное море клокотало внизу, лохмотья туч проносились над гребнями волн. При входе в Кольский залив окунулись в сплошную пелену снежного заряда. Потеряли из виду летящие впереди Пе-3. Чтобы не столкнуться друг с другом, разошлись по сторонам. Громов на мгновение увидел клочок родной земли, сориентировался. Почти вслепую пришел на свой аэродром, искусно произвел посадку под снегом и ветром. Следом приземлился Шкаруба, затем истребители...
Ведмеденко чуть запоздал. Поле закрыл большой снежный заряд. Машина кружилась над ним более часа, не видя даже огней прожекторов. Выжидать дальше было бессмысленно. В таких случаях экипаж имеет право покинуть самолет на парашютах. Но на это Ведмеденко пойти не мог...
Он взял курс на остров Кильдин. Привел избитый самолет к маленькой площадке, вовсе не предназначенной для посадки таких машин. В конце пробега самолет вкатился в глубокий снег и скапотировал. Кабину летчика плотно придавило к земле, Ведмеденко повис на привязных ремнях головой вниз. Тяжелую машину быстро поднять не удалось, Николай Никитович от кровоизлияния в мозг умер..

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/