Было это в году 1978-м. Ваш покорный слуга только-только прибыл служить в звании лейтенанта после окончания ну очень высшего военного училища на наш замечательный остров. Знаний я тогда имел вагон, амбиций не меньше, а опыта, как вы понимаете, не имел вовсе. Ну и чтобы сбить с меня столичную спесь, да и вообще окунуть в самую гущу народной жизни, тем самым от книжных премудростей приблизив к личному составу, назначает меня командир (капитан Дерпак Михаил Иванович, дай ему Бог!) на разгрузку парохода с осенним завозом одним из старших. Главным старшим на всякий случай назначили капитана, нач. отделения дивизиона. Был он, по моим понятиям, и вовсе старый. А лет ему было аж 28.
Вообще должности "старший", как и "ответственный" в нашей армии (про флот врать не буду), не было. Должности эти придумали, дабы в было в случае чего на кого повесить всех собак.
В моё время про "старших" ходил такой анекдот:
- Лейтенанта назначают "старшим машины". А старый капитан едет в этой же машине по своим делам. В дороге случается авария, все и всё вдребезги, остаётся в живых один капитан. Правда, без ноги. Ползёт это он, а на глазах слёзы радости и шепчет:"А я - не старший машины!"
Ну да к делу, то бишь к разгрузке.
На острова с годовым завозом ходил пароход "Тулома". Экипаж на нём был не военный, хотя ходили они под флагом ВМФ.
Время действия - конец октября. Погода - слбый норд, изморось, с гребня волны сдувает водяную пыль, которая тут же смерзается. Причал на Восточном - пантонный, то есть прилив-отлив очень хорошо отличаешь по наклону аппарели. Принимали мы с парохода всё, начиная от ГСМ, и заканчивая капустой и даже живой коровой.
После первой и обычной бестолковщины, после обязательного мата боцмана и моего капитана, дело как- то пошло, Я был оставлен за старшего, с наказом никуда не лезть, под грузом не стоять, и главное, не свалиться в воду с причала. Я уже почувствовал себя вполне боевым офицером, даже вступил в пререкания с матросом на лебёдке (на его мат в мой адрес, тоже завернул что-то, заслужив уважительный взгляд своих бойцов).
И тут в салме появляется ТДК (он же ВТР). Надо сказать, что в нашей зенитно-ракетной бригаде, был свой дивизион кораблей. Состоял он из двух ТДК и нескольких катеров. Командирами ТДК-ВТР были капитан-лейтенанты Юрченко и Кузнецов. Отличные мужики, всегда вспоминаю их тёплым словом. (Как нибудь расскажу о них).
Как правило, привозили они кроме грузов всяких проверяющих. Так оказалось и на этот раз. Возглавлял проверяющих НачПО бригады. Мужчина он был серьёзный, стиль руководства имел техаский (стрелял от бедра в тех кто не нравился) и считал, что таких молодых, вроде меня надо сразу давить, иначе толку не будет. И вот картина. Швартуется ВТР. Трап. По нему сходит НачПо. В пальто, шитой фуражке, ботинках,руки обтянуты перчатками. Красавец. Я выглядел не в пример хуже. Так как прибыл я только из училища, никакой северной экипировки у меня не было. (Вот, кстати, наш идиотизм - севрные шмотки мы получали через несколько месяцев после прибытия на СеверА). Посему сердобольные товарищи по службе поделились со мной своим БУ: старый спецпошив(дал В.Парфёнов - Вася, я помню об этом!), валенки, ватные штаны, шапка, рукавицы. Для разгрузки хорошо, для строя - не очень. Наоборот, даже очень НЕ. Поскольку мой капитан пошёл навестить на заставу старого боевого товарища, то я, вспомнив чему учили и изобразив, поелику это возможно строевой шаг, пошёл докладывать своему НачПО(я был по должности замполитом техбатареи). Пошёл, как мне казалось молодцевато, и даже не без лихости. При этом краем глаз замечаю приближающегося мелкой рысью моего капитана. Приближаясь к полковнику, с некоторым смятением замечаю, что моего восторга от собственной строевой выправки он не разделяет и даже наоборт, лицо его принимает недоумённое и я бы даже сказал, несолько брезгливое выражение. Одет-то я был несколько разнолико, да ещё на погрузке потёрся о разные места, плюс стоптанные валенки. Одно слово, не камильфо, нет. Не успел я доложиться, как меня обгоняет капитан, слегка отстраняет в сторону и спокойно докладывает кто мы и что мы.
НачПО вытягивает затянутый в перчатку палец в мою сторону и скривив губы спрашивает: "Это что за ланцепуп?" Ну в смысле что это у вас тут за чучело на погрузке. А мой капитан, уже успев с другом-пограничником за встречу тяпнуть, спокойно оглянувшись на меня, ответил: "А до Вас, товарищ полковник, никого не было".
Я думал что сейчас море развезнется, с небес ударит гром и нас за святотатство погребёт пучина. Даже слегка зажмурился. Но пучина промолчала. Зато рот открыл полковник. Как он орал... Как маячный тифон в туман. Велел прекратить погрузку, привести всех в уставной порядок. Иначе с такими разъпиз...ми мы потеряем людей, груз, пароход и нашу замечательную страну впридачу.
Сказано-сделано. Погрузка встала, наступила тишина. А во время наших словесных экзирцисов на пароходе подготовили к выгрузке корову. Ну вы тут люди в большинстве своём флотские и знаете, что крупный рогатый скот в таких случаях выгружают в сетках, то есть скот висит свободно в сетке, пока его(скот) переносят с борта на причал. А тут то ли корова испугалась будущего аттракциона, то ли замёрзла уже в ожидании, а может по несознательности своей вовсе не хотела из уютного трюма вылезать на свет божий. Словом корову подцепили, и она отчаянно мыча стала медленно из чрева парохода появляться.
А у нас на причале стоп-машина, и идут занятия по уставам ВС СССР.
В наступившей тишине, в сопровождении мычания, раздаётся ласковый голос боцмана с вопросом, собираемся ли мы, уважаемые, заканчивать с разгрузкой. На что НачПО ставит зарвавшегося боцмана на достойное его место а заодно и весь ВМФ.
Корова сверху в сетке:"Му-у-у-у!"
Голос капитана парохода по ГГС с мостика тоже так вежливо интересуется уже у боцмана почему остановка.
Боцман красочно описывает армию, полковника, причал, корову и почему-то отсутствие палтуса в мурманских магазинах. При этом приличные слова только:"В..., На..., К..., Ё..."
С мостика ТДК-ВТРа сообщают, что погода стремительно портится и надо уходить, если товарищ полковник не хочет остаться на острове на несколько дней..
Корова в сетке мычит и вовсе как-то дико.
Полковник по-прежнему настаивает на немедленном наведении порядка на погрузке и в форме одежды.
Капитан парохода также настаивает на своём праве узнать у боцмана в чём задержка.
Боцман вовсе звереет, и обещает всем страшные кары из которых самая безобидная - лишение виновных первичных и вторичных половых признаков и что тогда уж палтус в магазинах точно появится.
Корова по-прежнему:"Му-у-у-у-у-у!"
Матросы на пароходе и ВТРе, погранцы, мои воины уже просто млеют от смеха.
Закнчивает дело подошедший старший матрос в спецаке почему-то с одним погоном В руке держит бумажку. Нагло, не представившись, заявляет, что ВТР-ТДК встал на причал не по закону, без заявки. И сей же момент здесь должен встать ракетный катер. А ВТР-ТДК должен уйти.
Корова уже как-то потерянно стонет. Боцман угрожающе сипит и машет кулаком. Полковник плюёт на причал, машет рукой и пообещав со всеми разобраться с особой партийной принципиальностью всходит на корабль и тот уходит на Западный. Постепенно всё встаёт на свои места. Корова водворяется на машину.Мой капитан отправляется на заставу, а на мой вопрос о последствиях, хлопает меня по плечу и кратко и доходчиво поясняет где и в каком виде он таких полковников видал.
Вот такая история. Так что сильные мира сего приходят и уходят, а мы остаёмся. И держите себя в руках.
_________________ Борис Комаров. 6-й зрдн. Возврат. 1978-1983 г.г.
|