К сожалению фактов у меня нет, только рассказы старожилов и бывших военнослужащих. Да навряд-ли в ближайшем будущем они появятся, потому как архивы НКВД-МВД делятся ими с большой неохотой....
Идея создания лагеря на Кильдине возникла еще в двадцатые годы. В 1926 г. широкой огласке общественности было предано дело "чубаровцев" - дело о групповом изнасиловании девушки. Суд над “чубаровцами” в декабре 1926 года стал показательным процессом. До этого была развернута широкая кампания в прессе, газеты публиковали откровенные показания задержанных... Тут же печатались коллективные письма в редакцию: “Хулиганов - каленым железом!”, “Только высшая мера наказания может быть для этих преступников-бандитов!”, “Суровыми мерами вырвем из нашего Красного Ленинграда гнездо зверей-хулиганов!” Понятие хулиганства стали трактовать расширенно, теперь к нему относили почти все совершенные преступления. Городские власти словно очнулись от спячки и тоже высказывались за смертную казнь для особо злостных хулиганов, и вообще шпане не место в Ленинграде!.. “На заседании губисполкома зав. административным отделом т. Егоров указал, что надо высылать хулиганов. Возник проект ссылать их на необитаемый остров Кильдин,” - писала “Красная газета”. Но через несколько дней с необитаемого острова пришло письмо: “Житель о. Кильдина Кустов пишет, что Кильдин - центр рыбного промысла населения Мурманского побережья. Там есть и постоянное население - около 100 человек. Остров - заповедник белых и голубых песцов, с уникальными природными условиями”. Люди там живут только надеждой на будущее, “потому что настоящего у нас нет”, не надо на Кильдин хулиганов!
В декабре перед судом предстали двадцать семь обвиняемых в возрасте от 17 до 25 лет; семерых из них приговорили к расстрелу, остальных к разным срокам заключения в Соловецком лагерь особого назначения, двое подсудимых были оправданы... Но до Кильдина, слава богу, "чубаровцы" не добрались.
Кто служил, знает о дороге, соединяющей восточную и западную части острова. За ней еще закрепилось название "дорога жизни", а участок в 1 километр, выложенного гладкими булыжниками называют «золотой километр» или «золотой километр Рокоссовского»(!).
Итак участие опального маршала Константина Константиновича Рокоссовского в памяти местных жителей остался. К слову сказать - мой отец тоже рассказывал о маршале, что он руководил стройкой на Кильдине, был непреклонен и жесток, чтобы выйти из опалы...
Тут сложно судить, ведь в нескольких книгах опубликована вот такая справка:
СПРАВКА
Выдана гр-ну Рокоссовскому Константину Константиновичу, 1896 г.р., происходящему из гр-н б.Польши, г.Варшава,в том, что он с 17 августа 1937 г. по 22 марта 1940 г. содержался во Внутренней тюрьме УГБ НКВД ЛО и 22 мартаи 1940 г. из-под стражи освобожден в связи с прекращением его дела. Следственное дело № 25358 1937 г.
Так был ли вынесен приговор Рокоссовскому и где он отбывал "наказание" на самом деле?
В Центральном Военно-морском Архиве (ЦВМА) в документах второго Отдельного Артиллерийского Дивизиона (ОАД) есть такая информация:
"Второй ОАД Мурманского Укрепрайона (МУР) СФ создан на базе 10-ой батареи МУР на острове Кильдин. Строительство началось с конца 1935 г. Основные строительные работы выполнялись Управлением начальника работ № 97 и 115 строительным батальоном."
"Весной 1940 г. сформирована 122-мм батарея №-191 на механической тяге, место – восточный Кильдин... К этому моменту началось строительство грунтовой дороги для данной батареи вдоль южного побережья острова."
"В мае 1941 началось строительство бетонного КП (2 ОАД - ДК). С началом войны началось форсированное строительство 130-мм открытой батареи №-827 на востоке острова Кильдин. Строили ускоренными темпами л/с батареи и строительство №-97."
Аэродром в 1942 г. на Кильдине наверняка был построен силами Управления начальника строительства № 97.
Предполагалось, что Управление начальника работ № 97 и есть "кильдинский лагерь" но после встречи в сентябре 2007г. ветеранов 97-го строительства, оказалось, что это было действующее подразделение Инженерной службы Северного Флота.
Однако ветераны - кильдинцы хорошо помнят "строителей" - заключенных, которые строили дорогу:
"...казалось, что они все были черные,- черные одежды, черные бороды, черные лица и глаза. Они жадно ловили взглядом каждого проходящего мимо человека, который, возможно, напоминал им о той далекой жизни, которая была у них до лагеря..."
На кладбище в восточной части острова много могил, которые по внешнему виду можно отнести к захоронениям узников лагеря: ни звезд, ни крестов, даты смерти 1939-1953, даты рождения 1900-1910 (примерно). Фамилии были как мужские, так и женские. Известно, что в те годы на острове гражданского населения оставалось буквально единицы.
В военных архивах хранится карта острова, на которой в 1941 г. были нанесены все постройки на Кильдине. Во время войны карта имела гриф "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО". На карте изображены все, даже самые маленькие постройки. Из обособленных строений на Восточном Кильдине можно выделить только печи для сжигания йода вдоль побережья, несколько отдельных изб на северо-востоке и 3 барака недалеко от речки Черная в восточной части острова. Возможно, что эти 3 барака и были кильдинским лагерем...
Это все что мне удалось добыть о самом лагере...
Ну а теперь информация по побегу. К сожалению фактов нет, но то как изощренно все было сделано, говорить в пользу правдивости рассказов.
По окончанию строительных работ на Кильдине, заключенные стали попросту балластом, который надо было еще и кормить. Вывозить их с острова означало распространить секретную информацию о самом строительстве, да еще и кому распространять? Врагам народа? В зоне группой заключенных готовился побег, все понимали что с острова никого не отпустят. Решено было сделать плоты из бревен, которые лежали на берегу неиспользованными при строительстве, и на них переправиться на берег. Руководство колонией узнала про планы, посчитало что это им "на руку" и решило спровоцировать ситуацию, передав дезинформацию через "наседок", что мол принято решение заключенных всех пустить в "расход".
Тем самым планы побега были сорваны, большая группа заключенных по двое-трое на бревно спустились в воду... То ли течение их отнесло, то ли ошиблись в тумане или темноте (тут мнения разнятся) - они поплыли совсем не в ту сторону, и на середине залива вызванные катера с Полярного расстреляли их в воде. И опять же, в рассказах проскальзывали мысли, что из-за ошибки в направлении их можно было и не расстреливать, сами бы потонули в холодной воде, сделали расстрел "контрольным".
По поводу затопленных транспортов с зэками ничего сказать не могу. Даже не слышал такого. Да и к чему топить? Сами передохнут...
Последний раз редактировалось Jaws 29 июл 2009, 19:16, всего редактировалось 5 раз(а).
|