Вот, решила узнать – как закончила свое существование легендарная «Хиросима» - и натолкнулась на интересный рассказ:
‘Я ДОВОЛЕН В АМЕРИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ ДЫРКУ СДЕЛАЛ’
Следующим серьезным ЧП в биографии К-19 стало столкновение 15 ноября 1969 года с американской подлодкой Гэтоу. В то время командиром К-19 был Валерий Шабанов:
‘К-19, что и говорить, – роковой корабль. Я тоже сначала считал, что все это ерунда. Началось с того, что во время строительства несколько взрывов, пожаров было, четыре или пять человек погибли. Торопились. Помню, висел лозунг: Обгоним “Джордж Вашингтон”! (американский аналог К-19. – ‘ГАЗЕТА’). Тогда еще не знали, что американцы его уже спустили. А мы еще в цеху стояли. Потом, когда спускали, шампанское не разбилось. Это была, как говорится, плохая примета.
В 69-м американская лодка “Гэтоу” занималась разведкой у наших берегов. Как потом выяснилось, у нее была сверхсовременная разведывательная аппаратура, она нарушала и ей было разрешено их командованием нарушать международные воды.
Она подходила к острову Кильдин на 1,5–2 мили, чуть ли не вплотную. Занималась разведкой, прослушивала официально якобы для определения места. А гидрология, то есть подводная слышимость, была такая, что ни американские станции, ни наша в общем-то ничего не слышали. Фон такой, что гидроакустика бессильна. Есть тонкий слой наверху, когда можно прослушать, поэтому, наверно, у командира их лодки создалась иллюзия, что он все слышит.
Мы шли в подводном положении, я отдыхал. У них командир Буркхардт тоже спал. У них был старший помощник, у меня был замкомдива на центральном посту. И мы очень мягко столкнулись – как в вахтенном журнале записано, “после чего нос лодки приобрел форму бульдозера”. Конечно, вся акустика вообще вышла из строя. Но всплыли ничего не обнаружили. Слышать ничего не слышим уже, а увидеть увидели: что-то вроде ватника плавало. Ну, мало ли что в море плавает.
А их действия, оказывается, были такие: с перепугу их командир БЧ-3 привел оружие в готовность. И ракету-торпеду “Саброк” уже приготовил выпустить по нам. Слава богу, командира подняли. Авария очень серьезная была у них, лодка уже не могла выполнять боевых задач. У меня впечатление такое, что мы в шпангоут им врезали, в ребро, уж больно ровненько так, как по дуге. Ну, их командир донес, и ему приказали переписать все журналы вахтенный, машинный: вы в этом районе не были. И следуйте во Флориду. Там им ремонт обошелся в солидную сумму. Так что я доволен хоть немного, но в американском бюджете дырку сделал. Хотя в общем-то особой заслуги не вижу, потому что я в это время дрых.
Это все стало известно уже через 10 лет. Буркхардт потом уже описал, как все было, но сильно врал. Якобы следил за мной
с самого Белого моря, а
я там и не был. Видно, разведка потом донесла, что это была наша К-19.
Говорят, в американских листках по учету кадров есть такая графа ‘везет не везет’. Для К-19 четко можно сказать: не везет!’.
Источник:
http://k19.ru/2007/10/08/konec-xirosimy/
Почему выделяю про Белое море. Потому что на этом же официальном сайте К-19 в разделе «История» говорится о столкновении на полигоне на Белом море:
««««
15 ноября 1969 года находившаяся
на учебном полигоне в Белом море, отрабатывала учебные задачи. В 07 час 13 мин при совершении маневра по глубине К-19 столкнулась с американской АПЛ “Гэтоу”. К-19 аварийно всплыла, американская же лодка получила пробоину в прочном корпусе и легла на грунт, где экипаж начал вести отчаянную борьбу за живучесть. Впоследствии стало известно, что минный офицер “Гэтоу”, решив, что лодка подверглась атаке “красных”, приготовил к пуску противолодочную торпеду “Саброк”, но был вовремя остановлен командиром “Гэтоу” Л. Букхардом. Впоследствии Букхард получил приказ внести изменения в бортовые журналы, согласно которым “Гэтоу” покинула район аварии за трое суток до состоявшегося инцидента.
Источник:
http://k19.ru/2007/04/15/istoriya-k-19- ... -sobyitiy/
Мне как-то «кильдинская» версия ближе – у острова американцам должно было быть интереснее, чем на полигоне в Белом море. Хотя, конечно 50/50.