annik писал(а):
Как люди эпохи материализма, естественно призняётся работа ледника, где всё ясно и понятно, но есть и другие теории ни кем не доказанные и не опровергнутые.
За утверждение об обладающем энергетикой камне (воде, дереве, небе) меня бы уже из школы выгнали. )) Не то что материалисты, некоторые верующие не признают живости всего окружающего.
Я же о профанизме. Дядька в очках во второй части фильма о сейдах дошел до того, что скидал в кучу разные названия – те же. кто не знает о чем речь, услышали и поверили. Наша учительница по литературе всегда говорила: «Читайте первоисточники». Что мы имеем из литературы по саамам? Саамского – ничего. Карелофинская Калевала и скандинавские саги (что касается обеих «Эдд» - Старшей и Снорри Стурлсона – не помню, чтобы там упоминались племена с северо-востока). В сагах говорится о финнах – колдунах (что правда, то правда, притом магия, как правило низшая, бытовая – обычные травные лечебные дела, привороты и т.п.) и еще о неких бьярмийцах – ареал на Северной Двине – викинг Оттар разграбил там святилище богини Йомали. Однако бьярмийцы не были саамами, так что очень неуверенно упоминаемый дяденькой в фильме о сейдах Саксон Грамматик (кстати, его основная работа вообще называется «Деяния данов», то есть датчан) если и пишет о севере Руси, то точно не о саамах. Бьярмийцы говорили на языке, который понимали норги (т.е. близкий к финскому), у саамов никогда не было мощных святилищ, которые можно было мало того, что разграбить, но еще утащить золото. Саамы жили маленькими стойбищами и кочевали. Поэтому основной их «путь», их картина мира – круг, бубен, то есть бесконечность. Хотя они и знали трехступенную картину мира (нижний мир, мир людей и мир духов) – соответствующие картинки, как и у сибирских шаманов, украшают их бубны. Но все же для саамов круг, движение солнца было как бы основополагающим в их жизни. И не могло быть у кочевников храмов. И не высаживались викинги в Ловозере. Далее. Другой источник - Калевала. Вот тут упоминается некий народ, живущий в Похъеле – судя по всему, северная Карелия, юг Кольского, не дальше , - обладающий недюжими колдовскими способностями. Но опять-таки: народ очень социальный и оседлый (та же варка пива, требующая оседлого образа жизни, не была известна саамам), не знаю как дядьки, но вот тётьки у похъельцев точно были красивые, потому что доблестные карельские герои только туда за невестами и ездили – как вы думаете (как мужчины), могли ли карелы ездить за саамками в стойбища? Мне кажется (да и вообще любое утверждение будет только гипотезой, не только мое), что речь вообще о каком-то не очень известном нам феномене – скорее всего племя каких-то карел или финнов. Но не саамы. «Колдовские подвиги» похъельцев надо делить на два – во-первых, это эпос и многое изложено языком символов, во-вторых, «Лоухи - Похъелы хозяйка» - для карельских героев, прежде всего, тёща, а в отношении к тещам с тех пор немногое изменилось.
Чем севернее обитает народ, тем более мистичен – и он сам, и отношение к нему со стороны. У исландцев вообще четыре монстра из океана вставали, чтобы остров защитить и эльфы под каждым камнем прятались.
О саамских верованиях мы можем судить лишь по сказкам, бубну и йойку. И никто в них камни не двигал. Саамы не трогали природу, окружающую их. Не меняли ее. Они приходили, любили то, что их окружает, поклонялись этому, а потом меняли место стойбища. Может и были обряды «вселения душ» шаманов в камень, но в уже существующий камень. Саамы были маленькими и физически поднять камень не могли. Кочевническая культура не могла способствовать энергетическому совершенствованию. Даже современные тибетские монахи – тренируйся они всю жизнь и соберись компанией – не поднимут такого камня. Что точно распространено у саамов в легендах – это оборотничество. Оно, прежде всего, пригодно на практике. А работа с мегилитическими камнями – нет.
Это то, что знаю я – по источникам карелофиннов и скандинавов, по изучению саамского йойку и немного – сказок, по путешествиям по сейдо-местам – Воттоваара, Ловозеры, Мурманский берег, Муста-Тунтури, Средний.
Для справки. Сейт, о котором говорит дяденька в очках в кино, - это женский вид магии у германцев и скандинавов, практикуемый последовательницами Фрейи и основанный на вхождении в транс – с помощью грибов или без их помощи.
Гальдор – мужская руническая магия, работа с рунами происходит без отключки сознания, начертание каждой руны воспринимается в многомерном пространстве, каждая руна занимает свое место во времени существования вселенной – космоса и вселенной одного человека, его жизни.
Саамам не было ведомо ни то, ни другое. Может быть, отчасти, были переклички с женским шаманизмом. Но только потому, что речь о шаманизме как таковом. И уж точно слово «сейд» не однокоренное германскому «сейту».
Ладно. Прошу прощения. )) Просто меня очень смущает, когда в одну кучу скидывают всё. Это очень напоминает желание засорить мозг реципиенту.