Четвёрка Сафонова, взлетев в 0 часов 20 минуи, взяла курс на остров Кильдин. У острова развернулись на курс 280°. Перелетев Кольский залив, в районе мыса Сеть - Наволок четвёрка "Томагауков" повернула в сторону каравана. Майор А. Н. Кухаренко с последнего этапа маршрута вынужден был вернуться из - за неисправности мотора. При подходе к каравану лётчики увидели, что с высоты 2000 метров 6 Ju-88 бомбят корабли.
Подполковник Б. Ф. Сафонов, пропустив первый Ju-88, атаковал второй, когда тот выходил из пикирования. Старший лейтенант В. П. Покровский атаковал с задней полусферы третий "Юнкерс". Четвёртый Ju-88 при выходе из пикирования зашёл в хвост "Томагауку" Покровского, но сам был в свою очередь атакован Капитаном П. И. Орловым.
Немецкие бомбардировщики, атакованные Покровским и Орловым, отвернули влево и со снижением перешли на бреющий полёт. Покровский и Орлов стали их преследовать. Подполковник Сафонов продолжал один вести бой с четырьмя пикировщиками Ju-88.
Капитаны В. П. Покровский ( слева )
и П. И. Орлов. 2-й ГвИАП, 1942 год.
Старший лейтенант Покровский, преследуя "Юнкерс", вёл огонь до полного израсходования боеприпасов. Наконец, самолёт врага горящим факелом упал в воду. Капитан Орлов на высоте 30 метров с дистанции 200 метров выпустил 6 очередей по неприятелю. У "Юнкерса" загорелся левый мотор...
После боя Покровский и Орлов, договорившись по радио, встретились над конвоем, но самолёта командира не обнаружили. Впизу на воде горели обломки двух Ju-88. Израсходовав боезапас и имея очень мало горючего, лётчики возвратились на свой аэродром.
Подробности воздушного боя Гвардии подполковника Б. Ф. Сафонова против четырёх "Юнкерсов" неизвестны, так как в то время не было больше в воздухе советских самолётов. О ходе боя можно судить лишь по радиопереговорам самого Сафонова с командным пунктом полка и докладам командиров наших эсминцев, входивших в эскорт конвоя.
Связь по радио с командным пунктом Сафонов всегда держал хорошо. И в этот раз он докладывал: "Обнаружил противника, иду в атаку". Затем вскоре после начала воздушного боя передал: "Одного сбил". Через несколько минут сообщил: "Двух трахнул ! Бью третьего... Готов третий !" Наступила пауза. Но через 2 - 3 минуты в эфире на высокой ноте снова зазвучал голос Сафонова: "Бейте их, сволочей ! Подбили мне мотор !" Последнее, что передал Сафонов, был сигнал "Ракета", что означало: повреждён мотор, иду на вынужденную посадку. На запросы с командного пункта Сафонов больше не отвечал.
Командир дивизиона эсминцев, эскортировавший конвой, докладывал, что он видел, как один "Томагаук" под углом врезался в воду в стороне от кораблей. Через несколько минут к конвою подходили 2 Пе-3 под командой Майора И. В. Кирьянова. Экипажи наблюдали 2 тонущих Ju-88, но "Томагаук" обнаружить не могли.
Шестёрка "Харрикейнов" под командованием Старшего лейтенанта Д. И. Синёва, вылетевшая для смены группы Подполковника Сафонова, в районе острова Кильдин слышала переговоры Сафонова с командными пунктами полка и дивизии. Услышав сигнал "Ракета", Синёв запросил Сафонова: "Где вы, как себя чувствуете ?", но ответа не последовало.
К месту недавнего боя трёх "Томагауков" с шестью Ju-88 подошли 5 Ме-109 и 2 Ме-110. Они тут же были атакованы "Харрикейнами". Снова завязался воздушный бой. Старший лейтенант Д. Ф. Амосов с дистанции 150 метров сбил один "Мессер", и тот врезался в воду, но и сам был подбит очередью стрелка Ме-110. Амосов совершил вынужденную посадку на воцу и был вскоре подобран катером. В том же бою один Ме-110 сбил Лейтенант В. П. Пронченко, а одного "Мессера" подбил Лейтенант П. И. Марков.
В 18 часов 45 минут 16 Ju-87 под прикрытием 14 истребителей Ме-109 и Ме-110 пытались вновь напасть на конвой. В районе Кильдинского плеса они были встречены нашими истребителями. Самолёты противника в бой не вступили, побросали бомбы в воду, развернулись и поспешно ушли в сторону своих аэродромов.
_________________ Всё ок! Палундра!!! Стармос на флоте, как генерал в пехоте!!!!
|